Гештальт-подход в формировании жизненного стиля

Home / Гештальт-терапия / Гештальт-подход в формировании жизненного стиля

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Гештальт-подход в формировании жизненного стиля

Понятие «стиль жизни» ввел в психологию Альфред Адлер в 1926 году. Согласно определению Адлера стиль жизни — «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем» (см.: Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс „неполноценности” и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. – СПб.1993, стр. 46). По Адлеру жизненный стиль определяется тем, как человек решает три ряда проблем:

  1. Профессиональная проблема — «как найти занятие, которое позволило бы выжить при всех ограничениях земного мира».
  2. Проблема сотрудничества и дружбы— «как найти такое место среди людей, чтобы можно было сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».
  3. Проблема любви и супружества — «как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».
Он исследовал паттерны поведения людей и пришел к выводу, что «Нормальный человек — это человек, который живет в обществе и в своем образе жизни столь хорошо адаптирован, что, хочет он того или нет, общество извлекает определенную выгоду из его деятельности» (А. Адлер, «Наука жить», Киев, 1997).
Нормальный человек — это человек, который живет в обществе и в своем образе жизни столь хорошо адаптирован, что, хочет он того или нет, общество извлекает определенную выгоду из его деятельности
А. Адлер, «Наука жить», Киев, 1997
Если для Адлера стиль жизни это, скорее, способы взаимодействия личности с окружающей средой и оказывается очень близким с психологическим понятием личности, в 1960 — 1970 годы в социологии под стилем жизни понимался способ использования личностью внешних ресурсов. Согласно социологическим определениям, жизненный стиль — термин, введенный для обозначения устойчивых моделей потребления и использования материальных и символических товаров, характерных для тех или иных социальных групп и классов. В культурных исследованиях под жизненным стилем понимается концентрированное выражение групповой или индивидуальной идентичности в процессе самовыражения посредством осмысленного выбора тех или иных товаров или моделей поведения, символических кодов (Ист.: Key Concepts in Cultural Theory, Edgar Andrew, Sedgwick Peter (eds), London, New York: Routledge, 1999).
 Если Адлер при описании стиля жизни фокусировался на способ организации внутренних ресурсов, а социология — внешних, современная психология определяет стиль жизни как «уникальный для каждого человека способ взаимодействия с жизнью и приспособления к ней для достижения своих целей» (см: http://mirslovarei.com/content_psy/zhiznennyj-stil-65.html).
Принцип холизма в гештальт-терапии требует воспринимать, во-первых, любую человеческую личность в совокупности ее телесных, эмоциональных, духовных и других проявлений, а, во-вторых, любой организм в совокупности с окружающей его средой. Соответственно, в русле гештальт-подхода жизненный стиль можно определить как «способ организации внешних и внутренних для индивида ресурсов для удовлетворения своих потребностей, рассматриваемый в совокупности телесных, эмоциональных, рациональных, социальных и духовных проявлений индивида».

 

Пентаграмма Гингера — 5D модель человеческой жизни

Поиск подхода к описанию многомерного подхода к человеку в русле гештальт-подхода (и в соответствии с базовым для гештальта принципом холизма) привел Сержа Гингера (Гингер С., Гингер А., Гештальт — терапия контакта, СПБ, 1999) к символическому изображению человека на пентаграмме. Человек вписанный в пятиугольник восходит, по крайней мере, к знаменитому рисунку Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», иллюстрирующему пропорции человеческого тела и их соотношение с пропорциями в архитектуре.

 

 

Гингер применил пентаграмму, чтобы наглядно и неаналитично представить тот многомерный подход к человеку, который характерен для гештальта. Греческие буквы на пентаграмме условно соответствуют начальным буквам французских слов, представляющих пять измерений человеческой жизнедеятельности:

 

 

  1. физическое измерение: тело, сенсорика, моторика, сексуальность.
  2. аффективное измерение: «сердце», чувства, любовные отношения, другой человек…
  3. рациональное измерение: «голова» (оба полушария головного мозга!), мысли и творческое воображение…
  4. социальное измерение: отношения с другими людьми, человеческое, культурное окружение…
  5. духовное измерение: место и значение человека в окружающем космосе и глобальной экосистеме…

 

В центре звезды поставлена гамма соответствующая слову «Гештальт» в знак взаимосвязи этих пяти измерений и особого места гештальт-терапии.
Пентаграмма Гингера действительно оказалась удачным символом, у которого есть довольно много контекстов.
Во-первых, наложенная на изображение человека пентаграмма показывает, что порядок расстановки различных измерений не произволен. На этой схеме человек стоит на своих двух ногах; физической и мета-физической, которые обеспечивают его «якорение» на Земле и в мире. Размещение метафизического и духовного измерения у земли, а не во главе пентаграммы, подчеркивает, что здесь речь идет не о некоей трансцендентной силе, а о фундаментальной, корневой, имманентно присущей человеку составляюшей. Две его руки позволяют человеку вступить в отношения с другим человеком или другими людьми. Причем левая рука (со стороны сердца) связывается с аффективными отношениями, а правая рука (более активная) — с социальными. Отметим, что левая часть пентаграммы имеет отношение к внутренней жизни человека (его тело, сердце, голова), тогда как правая часть имеет отношение к его ближней (социальной) или глобальной (космической) окружающей среде.
Во-вторых, двигаясь по пентаграмме по часовой стрелке мы получаем все более глубокое представление о том как включается человек в отношения с миром. При этом перемещении мы последовательно проходим через:
  1. мое отношение к моему собственному телу, куда включен только я (одиночество),
  2. мои аффективные отношения с любимым человеком (пара),
  3. мои интеллектуальные связи (с несколькими людьми),
  4. мои более широкие социальные связи с группами людей (сообщество),
  5. и, наконец, мою принадлежность ко Вселенной, то есть через постепенно расширяющиеся связи.
 Поэтому человеку в течение всей своей жизни важно гармонично сочетать:
    1. отношения человека с самим собой (размышления, чтение, медитация…);
    2. отношения двоих (дружба, любовь, сексуальность…);
    3. групповые отношения (во время учебы, на работе, в культуре…);
    4. отношения с обществом (экономика, политика…);
    5. отношения с Миром (экология, философия, духовность, религия…).

 

Человеку в течение всей своей жизни важно гармонично сочетать:отношения человека с самим собой (размышления, чтение, медитация…);
отношения двоих (дружба, любовь, сексуальность…);
групповые отношения (во время учебы, на работе, в культуре…);
отношения с обществом (экономика, политика…);
отношения с Миром (экология, философия, духовность, религия…).

 

Переход по часовой стрелке по пентаграмме также отображает и онтогенез человека:
  1. грудной ребенок сконцентрирован прежде всего на собственном теле,
  2. потом младенец устанавливает особые аффективные отношения со своей матерью
  3. затем, уже в сознательном возрасте, ребенок расширяет круг своих отношений в школе,
  4. подросток и взрослый активно участвуют в общественной жизни,
  5. и, наконец, пожилой человек, думающий о собственной смерти, все больше и больше интересуется духовной жизнью.

Почему именно гештальт

Размышляя над пентаграммой, Серж Гингер замечает, что хотя все основные классические терапевтические подходы, в принципе, направлены на глобальное понимание и гармоничное развитие человека и — следовательно — могут быть использованы при формировании стиля жизни, однако в действительности большинство из них обычно отдают предпочтение каким-либо двум особым путям:
  1. биоэнергетика использует прежде всего физический и аффективный (эмоциональный) подходы в поисках связи, существующей между телом и «запечатленными» в нем аффективными травмами;
  2. психоанализ особо нацелен на лучшее осознавание (несколько интеллектуального характера) аффективной жизни;
  3. групповая динамика проясняет (через рациональное измерение) социальные взаимодействия;
  4. религии и определенные формы медитации — это коллективные способы подхода к духовному измерению;
  5. природная медицина, акупунктура, а также йога, тай-цзи и многие другие восточные школы подчеркивают тесные связи, объединяющие тело и космические или духовные энергии.
Это схематично можно представить на следующей диаграмме:

 

 

По мнению Гингера, гештальт-подход стоит в центре этой схемы потому, что он стремится действовать с помощью многомерного продуктивного подхода, учитывая одновременно физическое, аффективное, рациональное, социальное и духовное измерения человека не только по отдельности, но и в их взаимодействии, предлагая не просто анализ, а их глобальное синтетическое видение, направленное скорее на прояснение того, «как это функционирует сейчас», чем «почему это так функционирует».
Именно эти идеи очень вдохновляют в применении гештальт-подхода к исследованию и изменению стиля жизни человека — ведь здесь требуется системный подход к рассмотрению всех аспектов жизни человека.

 

Исследование стиля жизни на пентаграмме

Как мы уже показали, для исследования стиля жизни как раз и нужна многомерная модель человеческой деятельности, предложенная на пентаграмме. Сам Серж Гингер отмечает, что человеческое поведение в целом обусловлено всеми этими пятью измерениями: моим организмом и моими ощущениями, моими желаниями и отношениями, моими мыслями или решениями, а также частично меня обусловливающей окружающей социальной средой; оно также зависит от жизни всей вселенной: от климата, времени года, вращения Земли и солнечного света… не говоря уже о коллективном бессознательном и Боге. И дальше, фактически, исследует стили жизни, но делает это не для отдельной личности, а применительно к разным культурам.
По мнению Гингера, во Франции преимущество обычно отдается рациональному, аффективному и социальному измерениям: «нам можно было бы оторвать ноги», продолжая сохранять табу как на физическое измерение, связанное с телом, так и на метафизическое измерение, связанное с духом. В действительности во Франции царит жесткая цензура в отношении физических проявлений: например, нежность предназначается исключительно для интимного семейного круга (в то время как телесный и кожный контакт имеет фундаментальное значение для любого человеческого существа), а естественная природная нагота остается запрещенной. Кроме того, цензура также царит и в области духовных или идеологических контактов (где часто с подозрением выискивают тенденциозный прозелитизм, обычно запрещаемый на работе и в общественных собраниях).

 

Человеческое поведение в целом обусловлено всеми этими пятью измерениями: моим организмом и моими ощущениями, моими желаниями и отношениями, моими мыслями или решениями, а также частично меня обусловливающей окружающей социальной средой; оно также зависит от жизни всей вселенной: от климата, времени года, вращения Земли и солнечного света… не говоря уже о коллективном бессознательном и Боге.
С.Гингер

 

Другие же культуры, наоборот, ценят эти два измерения: пример тому Индия (хатха-йога и медитация — физические и духовные упражнения). Третьи выделяют совсем другие измерения: так, США придают особое значение развитию тела, ума и социальных отношений.
Эти особенности стилей жизни можно отобразить на схеме так:

 

 

Таким образом, пентаграмма Гингера оказывается не только наглядным изображением многомерности человеческой деятельности, но и способом представления в форме диаграммы особенности жизненного стиля. Полезно нарисовать такую диаграмму с клиентом в начале исследования запроса на изменение жизненного стиля для того, чтобы выявить «слепые зоны» клиента. Это позволит более сбалансированно подойти к задаче и помочь сделать жизнь клиента более гармоничной.

Два подхода к изменениям

Работа, направленная на изменение жизненного стиля, предполагает, в значительной степени, работу на осязаемый результат, в то время, когда гештальт-терапия является процессуально-ориентированной. В этом нет существенного противоречия, просто такая работа требует от гештальт-терапевта внимательного отношения к своим терапевтическим стратегиям и внятного понимания теории изменений, существующей в современной гештальт-терапии.
Прежде чем перейти к рассмотрению теории изменений, хочется остановиться на двух моментах.
Первое, гештальт-терапия (точнее, работа Ф. Перлза) послужила одним из источников такого непохожего на гештальт направления, как НЛП. Как же такая глубинная работа с множеством осознаваний, затрагивающая глубинные аспекты личности могла послужить базой для комплекса манипулятивных и самоманипулятивных техник, направленных на быструю адаптацию к конкретным ситуациям? Второе. Несмотря на то, что Фриц разрабатывал эффективную терапию которая была бы краткосрочнее анализа и более направлена на результат, на практике мы наблюдаем, что гештальт-терапевты работают с клиентами годами, приближаясь по объему и количеству встреч к динамическим направлениям. Как может такое произойти?
Ответ я эти вопросы можно получить, если обратить внимание на то, что внутри гештальт-терапии существует две идеи, имеющие непосредственного отношение к теории изменений. Одна идея — это парадоксальная теория изменений А. Бейссера. Согласно этому подходу, человеку нужно как можно глубже прочувствовать состояние и ситуацию, и в которой он находится. И только тогда, когда «status quo» наиболее полно принят и пережит, начинают происходить изменения в жизни клиента. Вторая идея — концепция творческого приспособления. При таком подходе осознавание того, что происходит внутри и того, как устроена среда включают механизм саморегуляции и клиент находит творческое решение, позволяющее удовлетворить свои потребности в далеко не идеальной среде.
Понятно, что эти две идеи не исключают, а дополняют друг друга. Но, на наш взгляд, фокусировка на одной из этих идей существенно влияет на стиль работы. Если фокусироваться в основном на принципе парадоксальных изменений, то терапия, скорее всего, будет представлять собой проход по структуре невроза по Перлзу, с переживанием кризиса (имплозивный пласт) и выходом из него через глубинную трансформацию (эксплозивный пласт). Такая работа может оказаться глубокой, энергозатратной, требующая максимального напряжения сил и, часто, с отложенным эффектом. Точнее даже сказать не про отложенный эффект — эффект в плане присвоения новых переживаний и прожитого опыта наступает сразу. Просто достижение конкретных результатов не является фигурой психотерапевтической работы, а, скорее, поводом для обращения к терапевту. Поэтому и изменения в конкретной области происходят наряду с другими изменениями, связанными с присвоением новой идентичности.
Если же изначально фокусироваться на идее творческого приспособления и искать творческое решение задачи, работа может выглядеть иначе. Такая работа может быть довольно краткосрочной, вероятно, часто (но не всегда) инсайт-ориентированной с видимым эффектом в конце сессии или в ближайшее время после нее. Энергии затрачивается ровно столько, сколько нужно для реализации конкретного запроса.
Можно условно выделить, в таком случае, два подхода к деятельности гештальт-терапевта — первый, где фигурой для терапевта является парадоксальная теория изменений, и второй — с фигурой творческого приспособления. Склонность к первому подходу делает гештальт сравнимым по глубине проработки сравнимым с динамическим подходом. Второй подход по темпу работы, эффективности близок к НЛП и коучинговым подходам.
В первом случае мы следуем за напряжением, за симптомом, за проблемой. Во втором — за интересом, за тем, что важно в данный момент, не фокусируясь на таких вопросах, как детско-родительские отношения пациента в его раннем возрасте, травмы и т.д.
Рассмотрим пример терапевтической группы, темой которой является исследование и развитие сексуальности. Эта — очень интимная — сфера оказывается, в силу ряда причин, травмированной у большого количества лиц. Одна из стратегий может быть построена на том, что сначала прорабатываются травмы, связанные с темой сексуальности у участников группы. Сначала идет работа по групповому сплочению и умению обращаться с собственной агрессией. Это дает ресурс участникам группы проработать свои сексуальные травмы. Группа движется медленно, со скоростью наиболее травмированного участника группы. Терапевт проводит глубокие сессии, вызывающие сильную эмоциональную реакцию у участников. Только после такой проработки (отнимающей большое количество времени и сил) группа подходит к указанной теме — исследованию сексуальности в жизни участников «здесь и сейчас».

 

 

Можно условно выделить два подхода к деятельности гештальт-терапевта — первый, где фигурой для терапевта является парадоксальная теория изменений, и второй — с фигурой творческого приспособления. Склонность к первому подходу делает гештальт сравнимым по глубине проработки сравнимым с динамическим подходом. Второй подход по темпу работы, эффективности близок к НЛП и коучинговым подходам.

 

Но можно подойти к работе в такой группе и по-другому. Можно исследовать не проблемные зоны участников, а зоны их интереса в сфере сексуальности. Тогда, при осознавании участником в процессе работы, что есть избегаемые темы, зоны и переживания, такому участнику можно сказать: «ок. Сфера сексуальности действительно очень чувствительная и, в силу этого, травмирована у многих из нас. Можешь ли ты сейчас двинуться не в сторону своих проблем, а последовать за своим интересом и сказать, что тебе было бы ИНТЕРЕСНО поисследовать?». Если переживания, связанные с осознанием проблемных зон, не являются очень сильными, дальнейшая работа вполне может продолжаться в русле интереса. При таком построении группы может быть затронут более обширный круг тем и получен разнообразный интересный опыт, хотя и не слишком глубокий. Кроме того, в определенной ситуации будет невозможно не прорабатывать определенные проблемные зоны участников и тогда, в какой-то части работы, будет возврат к указанной выше стратегии.
Остается важным вопрос: какую стратегию препочесть, если происходит работа по формированию жизненного стиля клиента? Ответ представляется следующим: мы работаем со сферой интересов и решаем задачи творческого приспособления, не погружаясь в проблемные и травматичные зоны клиента, пока это возможно. Если же работа по достижению цели начинает «буксовать» и возникает ощущение хождения по кругу, это является маркером того, что требуется обратиться к более глубокой проработке. При этом более глубокая работа заканчивается в тот момент, когда клиент ощущает возможность двигаться дальше к достижению целей, связанных с изменением стиля жизни.

 

Поддержка клиента на разных фазах цикла контакта

На фазе преконтакта, как известно, доминирующей функцией является id, уровень активности self невысокий, а индивид сосредоточен, прежде всего, на себе. Задачей психотерапевтической поддержки является как можно более внятное определение потребности клиента. При работе по формированию стиля жизни особое внимание следует уделить формированию гештальта потребности. В отличие от довольно простых потребностей, таких, как пищевая, потребность найти себе профессиональное занятие в жизни, содержит в себе множество измерений (оно должно быть интересным, должно приносить необходимый доход, должно соответствовать навыкам и индивидуальным особенностям клиента). В четком прояснении потребностей с учетом их многоплановости и многомерности и состоит задача формирования потребностного гештальта.
Второй задачей на стадии преконтакта является работа с избегаемыми полярностями. Если человек хочет, например, больше в жизни опираться на себя и жить независимо, то закономерно задуматься о том, почему он этого до сих пор не достиг, а ставит задачей психотерапевтической работы. Один из возможных ответов заключается в том, что — в соответствии с принципом полярности — недостаточно проработано полярная (т.е. противоположная для клиента) тема. Возможно, у клиента есть большая склонность к зависимости и это мешает ему реализовать свои цели. Тогда имеет смысл на этой фазе работы посвятить определенное время на тему проработки зависимого поведения. Если этого не сделать, фантазируемые клиентом цели и планы будут иметь характер компенсации (в данном случае, скорее всего, проявится тема контрзависимости как противоположности зависимого поведения) носить и не будут соответствовать истинным потребностям клиента.
На стадии контактирования доминирующей функцией является ego, а уровент активности self высокий — осуществляется работа, сопровождаемая поисковой активностью по определению объекта и способа удовлетворения потребности. Гештальтистский термин «идентификация-отвержение» описывает, по сути дела, процесс перебора возможных вариантов реализации потребности. В условиях сложных задач и сильного сопротивления среды терапевту важно на этом этапе поддерживать исследовательскую активность клиента.
На стадии финального контакта доминирующей функцией опять явялется ego. Обычно терапевтическая работа на данном этапе (в силу ясного понимания самой потребности, а также способа ее удовлетворения) представляется достаточно простой и подразумевает, в основном, работу с ретрофлексией. Однако если потребность сложна и многогранна (например, построение собственного бизнеса) у терапевта появляются специфические задачи по поддержке клиента. Одна из важных терапевтических задач на этом этапе — тайм-менеджмент. Другая — поиск эффективной организации своего взаимодействия с внешним миром.

 

Формирование гештальта потребности

Если использовать пищевую аналогию, то не существует просто пищи, любой продукт есть гештальт белков, жиров, углеводов, микроэлементов и т.д. Поэтому даже точное определение пищевой потребности требует определенной работы по формированию этого гештальта, и часто стадия преконтакта закачивается формулировкой «хочу какой-нибудь зелени» или «хочу сладкого» вместо гораздо более расплывчатого «хочу есть».
Это замечание особенно верно при работе с теми потребностями, которые определяют стиль жизни человека. Выражения «хочу новую работу» или «хочу замуж» оказываются слишком неконкретными. Часто именно такая расплывчатость задерживает человека надолго в фазе преконтакта и заставляет обращаться к терапевту. Даже если клиент достаточно активен и старается добиваться своих желаний эта неясность на стадии преконтакта приводит к срывам цикла контакта на следующих фазах. Поэтому на уже на этапе преконтакта важно как можно более конкретно определить гештальт потребности, в котором бы сочетались отдельные составляющие исследуемой потребности. Так, если использовать пример перехода на новую работу, особенно, если человек кардинально меняет сферу деятельности, важно детально прояснить не только то, чем человек желает заниматься (его интерес), но и то, что он умеет делать (опыт) и хронически фрустрированные потребности. Поэтому естественно на этом этапе прояснить с клиентом, например, следующие вопросы. Чем бы клиент хотел заниматься, даже если он и не умеет этого делать? Что клиент умеет делать достаточно успешно? Чем бы занимался клиент, если бы перед ним не стояла задача зарабатывания денег?
Часто для формирования конкретных представлений о будущей деятельности имеет смысл выявлять иерархию ценностей клиента. Например, если в иерархии ценностей на первых местах стоит «отношения», «опора на себя» и «творчество», вполне возможно предположить, что психотерапия может находиться в сфере приоритетных профессий клиента, как области, которая основывается на этих ценностях.
Формирование гештальта потребности происходит на основании принципов организации психики, открытых гештальт-психологией. Так психика в соответствии с принципом прегнантности объединяет три разрозненные линии в треугольник, как показано на рисунке:

 

Подобным образом, и из проясненных разрозненных элементов, связанных с исследуемой потребностью, формируется целостный образ потребности. Терапевту на этом этапе важно, во-первых, помочь клиенту как можно конкретнее прояснить отдельные составляющие его потребности, во-вторых, фрустрировать клиента в продвижении к реализации, если гештальт потребности сформирован недостаточно ясно.

 

Работа с полярностями

При работе со стилем жизни, определением и прояснением потребности следует иметь принцип полярности в гештальт-терапии. Согласно этому принципу  каждый индивидуум сам по себе – это бесконечное сочетание полярностей. Какое бы свойство ни обнаружил в себе человек, к нему всегда прилагается антипод, или полярное качество. Оно «дремлет» в фоне, определяя интенсивность настоящих переживаний, но может образовать фигуру, если соберет достаточно сил. Если эту силу поддержать, становится возможной интеграция полярностей, застывших в позиции взаимного отторжения (И. Польстер, М. Польстер, Интегрированная гештальт-терапия, М. 1996).
Нам эта теория полярностей особенно интересна в срезе формирования потребности (или поиска объекта удовлетворения потребности). Когда человек стремится к чему-то, его мечта, являющаяся способом существования потребности в психике клиента, определяет поведение человека. Но существует и полярное переживание, которое оказывается не менее важным в формировании человеческого поведения. Речь идет об избегаемом клиентом переживании или действии. Например, женщина ориентирована на глубокие, искренние отношения со своим партнером. Это ее — по терминологии Минделла — «высокая мечта», то к чему она стремится. Однако избегаемым для нее переживанием («низкий сон») может оказаться страх совершить какую-нибудь ошибку из-за которой отношения могут быть разорваны со стороны партнера. Это может быть вполне иррациональный страх, например, являющийся следствием травматично закончившихся отношений в прошлом. Но тогда она будет испытывать трудности в установлении искренних отношений, потому что она в определенных ситуациях сама может бояться искренне поступать, если такая искренность может обострить отношения и привести (пускай это даже почти невероятно) к разрыву отношений.
Этот пример показывает, что поведение человека определяется не только осознаваемой им потребностью, но и (часто неосознаваемым) желанием избежать переживаний, которые кажутся клиенту слишком травматичными или болезненными.
Между тем хочется заметить, что и «высокая мечта» клиента может быть продуктом идеализации и потому недостижимой в реальной жизни. Поэтому и при определении потребности и на фазе контактирования в терапевтической работе учитывать как идеальное представление о реализации своих желаний (высокая мечта, high dream), так и самые кошмарные фантазии в исследуемой области, в основе которых лежит избегаемое переживание (низкий сон, low dream), так как именно два этих элемента в совокупности и выстраивают поведение человека при реализации потребности, связанной с изменением стиля жизни.

 

Поддержка исследовательской активности клиента

Термин «поддержка исследовательской активности клиента» означает заботу терапевта о том, чтобы клиент не только осознавал свои внутренние импульсы и желания, но и приходил к осознаванию в процессе определенных действий, направленных на более точное прояснения собственных желаний. Эта задача актуальна на стадии контактирования. На этой фазе энергия мобилизуется и позволяет организму обратиться к окружающей среде, чтобы изучить предоставляемые возможности с целью найти там удовлетворение своей потребности. В этой фазе цикла контакта человек будет производить то, что техническими терминами определяется как «идентификация-отвержение», проще говоря, будут осуществлять функцию выбора «да» или «нет» — «Да, это может мне подойти. Нет, это мне не подойдет». Организм произведет выбор и отвержение среди ресурсов окружающей среды, чтобы удовлетворить свою потребность (Жан Мари Робин, Гештальт-терапия).
Надо отметить, что исследовательская активность бывает нужна часто и при определении самой потребности, т.е. в конце стадии преконтакта. Иногда именно активное исследование окружающей среды позволяет лучше узнать и сформулировать потребность. Так, например, потребность заниматься частной психологической практикой может быть осознана (или, наоборот, отвергнута) в процессе обучения, проведения учебных консультаций и поиска первых клиентов. В данном случае, полагаем, сама потребность может быть осознана правильно только в процессе активности, которая носит, определенно, исследовательский характер.
В работе по поддержанию исследовательской активности клиента хотелось бы остановиться на двух моментах. Во-первых, придумывание способов реализации потребностей (особенно, если потребность сложная, связанная с изменением стиля жизни) задача очень творческая, требующая довольно много времени и обстановки сотворчества на сессиях. Поэтому неслучайно эффективными оказываются методы арт-терапии. Например, при формировании нового стиля жизни можно попросить клиента нарисовать его настоящую жизнь. Эта крайне проективная инструкция может привести к рисунку, на котором становится довольно быстро ясно, чему нужно уделить первостепенное внимание в жизненных изменениях.
Вторым важным моментом в поддержки исследовательской активности является то, что далеко не все действия клиента будут приводить к результату. Ведь, по сути дела, процесс идентификации-отвержения является перебором с целью найти подходящий объект, причем часто в переборе количество отвержений, прежде чем произойдет правильная идентификация может быть довольно большой. Это нас приводит к так называемому закону Парето: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — 20% результата». Несмотря на то, что закон носит эмпирический характер и цифры 20/80 оказываются практически случайными, математический смысл закона заключается в том, что если результат складывается из множества разных факторов, лишь единичные действия приводят к важным результатам. Следствиями этого закона являются следующие тезисы:
  • Значимых факторов немного, а факторов тривиальных множество — лишь единичные действия приводят к важным результатам:
  • бо’льшая часть усилий не даёт желаемых результатов.
  • то, что мы видим, не всегда соответствует действительности — всегда имеются скрытые факторы.
  • то, что мы рассчитываем получить в результате, как правило отличается от того, что мы получаем, — всегда действуют скрытые силы.
  • обычно слишком сложно и утомительно разбираться в том, что происходит, а часто это и не нужно: необходимо лишь знать — работает ли данная идея или нет, и изменять её так, чтобы она заработала, а затем поддерживать ситуацию до тех пор, пока идея не перестанет работать.
  • большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил; большинство неприятностей связано с действием небольшого числа высокодеструктивных сил.
  • бо’льшая часть действий, групповых или индивидуальных, являет собой пустую трату времени. Они не дают ничего реального для достижения желаемого результата.
Это должен понимать клиент, когда в своей активности будет сталкиваться с неудачными попытками. И задача терапевта заключается в том, чтобы помочь осознать клиенту эту специфику исследовательской деятельности. Кроме того, каждый неудачный результат оказывается важной обратной связью и подготовкой к новой, с большой долей вероятности более успешной, попытки. Поэтому помощь клиенту в подробном анализе неудачи и исследование обратной связи от ситуации может оказаться очень поддерживающей для клиента.

 

Работа на стадии финального контакта

В отличие от удовлетворения довольно простых потребностей (например, чувства голода в обычных условиях), работа на фазе финального контакта при удовлетворении потребностей, связанных с изменением стиля жизни, имеет свою специфику. Она связана с следующими факторами:
Сложность и многогранность самих потребностей (например, полноценное удовлетворение сексуальной потребности человека имеет все пять измерений, указанных на пентаграмме Гингера, см. Б. Мартель, «Сексуальность, любовь и гештальт»)
Длительность во времени (время построения собственного бизнеса уже после написания бизнес-плана и решения вопроса финансирования может занимать годы)
В поле (т.е. и в окружающей среде и в самом организме) может происходить на стадии финального контакта множество перемен.
В связи с этим в работе по изменению стиля жизни терапевт может сталкиваться как с большим количеством ретрофлексивных проявлений клиента, так и с необходимостью отката на предыдущую стадию контактирования для, возможно, изменения объекта или способа удовлетворения потребности.
Здесь оказываются крайне важными, например, навыки тайм-менеджмента. С точки зрения гештальта, основными задачами в организации времени и плана реализации потребностей, является точное формирование фигуры необходимых для реализации потребности ближайших действий. Для этого как раз и полезны, например, матрица Эйзенхауэра, делящая все задачи на важные-срочные, неважные-срочные, важные-несрочные и неважные-несрочные.
Особое внимание следует уделить, на наш взгляд, следующему. Если посмотреть на теорию поля Курта Левина, станет понятно, что при описании поведения индивида Левин использовал, по сути, два подхода. Он изучал поведение индивида, исследуя структуру его потребностей (анализируя напряжение в регионах человеческой психики, связанных с неудолетворенными потребностями), он также изучал поведение индивида исходя из процессов окружающей среды (анализируя валентности, т.е. степень притягательности или отвержения, предметов окружающей среды). И хотя у Левина они эти подходы объединены в единую теорию, на наш взгляд, два данных подхода соответстуют разным стилям принятия решений. В одних ситуациях люди, четко зная свои потребности, стремятся к их достижению, переделывая подходящим образом окружающую среду, в других хорошо ориентируются в окружающей среде, гибко подстраиваясь под нее и находя творческие и эффективные решения для поставленных задач. Похоже, что различные люди с разной эффективностью используют эти различные стратегии. Тест Майерс-Бриггс предлагает ось «решающий» — «воспринимающий». Решающие — это те, кто добиваются целей, подстраивая среду под себя, воспринимающие — те, которые используют вторую стратегию. Часто ситуация требует гибкого переключения с одной стратегии на другую, но — и об этом говорит тест Майерс-Бриггс — люди не одинаково свободно владеют обеими стратегиями. В результате — конкретный выбор стратегии в определенной ситуации может стать предметом обсуждения в кабинете психолога. При этом от психолога требуется навык работы с полярностями «решающий» — «воспринимающий» и знание собственных особенностей в использовании этих стратегий. Это позволяет найти гибкое и экологичное решение по удовлетворению потребностей, связанных с изменением стиля жизни.

 

Результаты работы

Несмотря на то, что гештальт-терапия больше ориентирована на процесс, чем на результат, все таки результат работы по изменению стиля жизни оказывается вполне конкретным. Прежде всего, сам человек обычно может достаточно внятно сформулировать те перемены, которые произошли в его жизни (новая работа, изменения в личных отношениях, появление увлечений и т.д.). По нашим наблюдениям, в результате такой работы у человека появляются новые способы реализации его творческих способностей. Нам кажется это закономерным: решая задачу творческого приспособления в различных жизненных условиях, клиент нарабатывает тот творческий потенциал, который потом может выражаться уже в искусстве и творческих занятиях.
Результаты работы можно увидеть и на пентаграмме Гингера. Вершины этой пентаграммы наполняются новым содержанием и все вершины оказываются наполнены более-менее пропорционально.
Наконец, еще одним критерием хорошо выполненной работы оказывается исчезновение и ослабление паттернов зависимого поведения в жизни клиента. Одна из моделей формирования аддикции говорит о том, что по сути дела зависимое поведение возникает у людей, которые не могут найти более существенные способы жизненной реализации. Иначе говоря, аддикция — это избегающее, замещающее поведение человека в ситуации, когда реальное удовлетворение потребности кажется слишком сложным (С. Пил, А. Бродски, Любовь и зависимость, М. 2005). Это имеет непосредственное отношение к жизненному стилю. Как мы уже отмечали, изменение жизненного стиля — комплексная и энергозатратная задача. Не решаясь приступить к ней, но испытывая неудовлетворенность, человек может обратиться к зависимым стилям поведения (интернет, сексуальная зависимость, переедание и т.д.). Если клиент получает необходимую поддержку и меняет свой стиль жизни, необходимость в зависимых паттернах постепенно сходит на нет.
Последнее, что хотелось бы сказать. Изменение стиля жизни — динамичный процесс. И вряд ли человек остановится на достигнутом. Как движение вперед человеческого тела представляет собой, с точки зрения кинематики, последовательность падений и восстановления равновесия, так и формирование жизненного стиля человека представляет собой череду изменений и достижений все новых и новых горизонтов.

Автор: Денис Новиков, частнопрактикующий психолог,

гештальт-терапевт (сертификат по стандартам EAGT), гештальт- тренер и супервизор (сертификат МГИ), доцент Высшей Школы Психологии, член Общества Практикующих Психологов «Гештальт Подход»
http://www.denis-novikov.ru/multimedia/gestaltls

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Оставить своё мнение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Присоедениться

×