ШЕСТЬ ШЛЯП, ИЛИ НАСЛЕДСТВО СТАРОГО МАСТЕРА. ИГРА

Home / Новости / ШЕСТЬ ШЛЯП, ИЛИ НАСЛЕДСТВО СТАРОГО МАСТЕРА. ИГРА

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Игра «Шесть шляп, или наследство старого мастера».

А знаете ли вы, что  любое событие реальной и сказочной жизни можно рассмотреть подобно кристаллу с множеством граней или бриллианту прекрасной огранки. Многие люди видят лишь одну грань кристалла, то есть рассматривают событие только с одной стороны.

Поэтому, когда что-то случается, они либо злятся, либо радуются, либо тревожатся, либо строят планы… А между тем у любого события существует множество граней. И для того чтобы развить в себе способность видеть их, нужно по очереди надеть разноцветные шляпы: белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Каждая шляпа откроет вам новую грань события, ситуации, сказки, собственной личности.

Сказкотерапевтическая игра «Шесть шляп, или наследство старого мастера» основана на идеях американского исследователя творческого мышления Эдварда Де Боно.  Суть его метода в том, что надевая по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.

Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря Белой шляпе можно стать беспристрастным, освободившись от эмоций, которые, как известно «туманят разум».

Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы. Она позволяет оценить риски.

Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым, создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему, они больше не будут «мешать» работе.

Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, пронимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной…

Сказкотерапевтическая игра «Шесть шляп, или наследство старого мастера»  научит рассматривать ситуацию с разных сторон. Начинается эта игра со сказки:

    Татьяна Зинкевич-Евстигнеева  «ПРИТЧА О СТАРОМ ШЛЯПНИКЕ»

Давным-давно, а, может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств, был у него только лишь цветной фетр. Но от имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением Мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие Великий секрет Великого Мастера.

Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу Великого Мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и… шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканы, что явно должны были в будущем принадлежать очень богатому и успешному человеку.

— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.

Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.

— Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы иметь высокую цену. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе?

И сыновья решили разделить между собой отцовское наследство.

— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхитительна, что я смогу войти в ней в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя только сыном простого шляпника.

— А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!

— А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается — счастлив.

— Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить и восторгаться женщины!

— Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!

— Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора… — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

И вот, наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую, и на заре отправились каждый в свою сторону.

Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.

Сын, взявший себе Белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.

Хозяин Черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которым его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, в котором поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем, этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать у местного бургомистра ошибочные решения.

Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.

Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою Красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин Красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря его эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Как он и хотел, он стал очень знаменитым. Но вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства…

Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки… Хозяин Зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что он брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.

И вот, последний из сыновей Шляпника снял свою Синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а Король доверил ему воспитание наследника…

И сыновья старого Мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось им снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.

С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы живут среди людей, и позволяют себя одевать тем, кто хочет научится чему-то новому…

А теперь, дорогие друзья, разложите все, что Вы знаете об актуальной ситуации по «шляпам» !

На этом этапе игры возможно анализировать 1. актуальную ситуацию; 2. определенный метод; 3. любую сказку, стихотворение или историю, в зависимости от цели проведения игры.

Дополнительные вопросы к каждой «шляпе»:

Белая шляпа: Что я уже знаю о …?

Черная шляпа: Что в том, что я знаю меня настораживает? какие вопросы не дают мне покоя?

Желтая шляпа: Что хорошего в ситуации, методе, или сказке ?

Красная шляпа: Какие у меня возникли чувства, пока я знакомился с….?

Зеленая шляпа: Дает ли …. возможности для творческого роста?

Синяя шляпа: Что даст ….. для моей личной и профессиональной жизни? для всего мира?

Подсказки при работе со сказкой «КУРОЧКА РЯБА»:  

Белая шляпа изложит  факты этой истории.

Черная шляпа расскажет обо всех «черных» и «страшных» сторонах этого события.

Желтая шляпа, наоборот, представит эту историю только с положительной стороны.

Красная шляпа поведает обо всей гамме эмоций и чувств, которую испытали герои этой сказки.

Зеленая шляпа расскажет о том, как можно было бы иначе и более успешно решить проблему золотого яйца.

Синяя шляпа объяснит нам, зачем эту сказку рассказывают маленьким детям, какой опыт, урок волшебный мир хочет им передать.

Заключительный этап игры

Итак, рассказ о событиях зависит от шляпы или, от «точки зрения». В жизни человека случаются разные события. Некоторые даже заставляют нас терять голову, попадать под власть эмоций. Это значит, что мы смотрим на мир с позиции Красной шляпы. А если мы смотрим с позиции Желтой шляпы? Мы будем видеть только хорошее, но не увидим грозящую нам опасность.

Поэтому каждое событие, приятное или неприятное, нам нужно рассматривать с разных сторон: какую шляпу мы наденем прежде всего? Конечно, Белую. Она позволит нам четко, без эмоций ответить себе на вопрос: «что произошло?» Потом мы наденем Черную шляпу и ответим на вопрос: «что самое неприятное для меня в этой ситуации или чем чревато мое решение, поступок?» Затем мы наденем Красную шляпу и позволим себе высказать и проявить все эмоции, связанные с этой ситуацией, решением, поступком. Когда мы наденем Желтую шляпу, то ответим себе на вопрос: «что хорошего в этой ситуации, поступке, решении?» Потом мы наденем Зеленую шляпу и начнем искать выход из создавшегося положения или придумывать разные пути, возможности собственного поведения в данной ситуации. И напоследок мы наденем Синюю шляпу и зададим себе вопрос: «чему же это событие, ситуация может меня научить, какой опыт я вынесу из нее?»


Использованы материалы программы по формированию системы ценностей, положительного образа будущего и конструктивного целеполагания «Школа волшебников» Т.Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Кудзилова.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Оставить своё мнение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Присоедениться

×