Три «слагаемых» хорошей сказки

Home / Арт-терапия / Три «слагаемых» хорошей сказки

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Три «слагаемых» хорошей сказки

Нередко приходится слышать,  что дети, подростки, взрослые не любят сказки. Это, по меньшей мере, странно. Почему же они тогда с интересом смотрят телевизор – ведь там тоже сказки! Почему они читают фантастику, детективы, любовные романы, — разве это не сказки? Конечно, сказки, только вопрос – всегда ли лучшего качества…

Как же быть сказкотерапевту с теми, кто все таки «не любит сказки» (хотя, конечно, мы-то понимаем, что таких людей в природе не существует – просто каждому нужна своя история!)? Самое главное, не придавать этому обстоятельству первостепенного значения. Тезис «сказки любят все!» для нас – как закон всемирного тяготения. Тот факт, то «сказки стали меньше любить» имеет под собой совершенно конкретную причину, коррекция которой под силу сказкотерапевту. Но – обо всем по порядку.

Формула хорошей сказки проста:

Архетипический смысл + понятный адресату образный ряд + актуальный стиль

 

Что такое архетипический смысл?

Это древняя формула, код сказки, который остается неизменным на протяжении времен. В Комплексной сказкотерапии© выделяется несколько таких «кодов»:

10 универсальных архетипов,

7 мужских архетипов;

3 женских архетипа (скрывающих в себе 12 циклов);

7 мужских архетипических сюжетов;

7 женских архетипических сюжетов;

7 сюжетов отношений.

Собственно, зная эти формулы, комбинируя их между собой, сказкотерапевт может создать сюжет любой терапевтической истории. Архетипический смысл всегда остается неизменным. Он содержит в себе главный шифр жизненный уроков, испытаний, приобретений. Именно в архетипическом механизме отражается эволюционное содержание сказки.

Образный ряд

Что касается образного ряда и стиля сказки – это сказочные «переменные», благодаря которым мы можем адаптировать архетипический смысл под уровень восприятия современного человека. И образный ряд, и стиль меняются в соответствии со временами, уровнем культуры и особенностями людей. Собственно, мы с вами открыли тайну «нелюбви» некоторых детей и взрослых к сказкам. Дело в том, что образный ряд и стиль многих сказок воспринимается людьми как «устаревший», далекий от их жизни. Задача сказкотерапевта подобрать такой образный ряд и стиль сказки, чтобы она стала интересной и полезной читателю.

Образный ряд сказки – это набор взаимосвязанных образов: героев, окружающего мира и пр. Многие привыкли, что образный ряд сказки относится к началу 19 века. Это слишком далеко. Образный ряд может быть современным и фантастическим, в сказке могут действовать и люди, и фантастические персонажи, и обычные предметы. Важно понимать, что образный ряд сказки оказывает целенаправленное воздействие на бессознательное человека. Поэтому чрезвычайно важно КАЧЕСТВО образного ряда.

Стиль сказки

Сложнее дело обстоит со стилем сказки. Стиль сказки отвечает на вопрос: КАК сказка сказывается; какие интонации, сравнения используются, какие акценты расставляются. Традиционный стиль сказки – распевный, гармонизирующий. Однако не все наши современники (особенно, носители «клипового мышления» — потребители большого количества бессистемной информации в единицу времени) имеют соответствующие настройки для принятия этого стиля сказки. Чтобы гармонизирующий стиль стал им доступен, требуется большая предварительная терапевтическая работа. Это грустно, но – очевидно. Поэтому сказкотерапевт использует тот стиль сказки, который понятен и привычен его клиенту. Например, привык подросток к «приколам», сказкотерапевт расскажет ему сказку с «приколами», даже на сленге. Почему бы и нет?! Ведь не станем же мы общаться с малограмотными аборигенами племени Мумбо-Юмбо на языке Ф.Достоевского или И.Бунина. Мы им покажем чайное ситечко и произнесем несколько звуковых сентенций, отражающих наше общее эмоциональное состояние. Ну, конечно, при условии, что именно такой стиль общения в этом племени принят и понятен ?. Да, мы идем «от клиента», от его уровня культуры – иначе он просто нас не услышит. Далее, мы будем дозировано вводить размеренность в стилистику сказки, тем самым, развивая в наших клиентах более гармоничные внутренние ритмы.

На сегодняшний день, в Комплексной сказкотерапии© мы выделяем 5 стилей сказки: 

  1. Традиционный 
  2. Авторский 
  3. Экстремально-современный 
  4. Фантастический
  5. Комбинированный

В традиционном стиле используются традиционные обороты и выражения, характерные для обработанных народных сказок: «в некотором царстве, в некотором государстве», «жили-были», «ни много, ни мало»; а также повторение слов для усиления «эффекта проживания» (ходил-ходил; поливала-поливала; толкли-толкли и вытолкли Снегурушку); яркие сравнения; общая размеренность, гармоничность стиля.

В авторском стиле открывается простор для авторских образов, ассоциаций, лирических отступлений и размышлений. Это довольно свободный стиль, характерный для хорошо образованного и талантливо владеющего языком автора.

В экстремально-современном стиле активно используются ходовые сленговые обороты, выражения, интонации, приколы.

Фантастический стиль изобилует живописанием фантастических миров. Комбинированный стиль предполагает живой синтез всех стилей.

В качестве примера тренировки стилей, можно предлагать переписывать известные короткие сказки. Например, «Курочку Рябу».

 

«Курочка ряба» в традиционном стиле

В некотором царстве, в некотором государстве, в одной небольшой деревеньке, жили-были старик со старухою. Жили они дружно, все друг на дружку смотрели, да каждый делал так, как другой. Конечно, дед, как главный в семье, всему тон задавал. А бабка, на деда своего все смотрела, да его действия завсегда повторяла. Ну, конечно, если они не относились к ее женским обязанностям. Так вот они и жили, не тужили. Радости им прибавляла курочка рябая, старикова любимица. Уж такие она вкусные яички несла, что дед с бабкою завсегда сыты и довольны бывали. Однажды Курочка Ряба снесла своим хозяевам яйцо особенное – золотое. Никогда прежде золота ни дед, ни, тем более, бабка, в глаза не видывали. А потому, стал дед, по-простому колотить яйцо о стол. Но – не тут-то было. Яйцо не разбивается. Бабка на помощь деду спешит, да со всей силы по яйцу скалкой колотит. И тут – ничего. Умаялись старики, прилегли отдохнуть. Тут мышка из норки выбежала, чтобы свой вклад в общее дело сделать. Размахнулась – и ударила хвостом по яйцу. Золотое яичко упало и разбилось. Расплакались тут старики, а курочка из утешает, впредь простые яйца нести обязуется. А что в яйце разбитом оказалось, — так то тайна великая, не каждому откроется…

«Курочка Ряба» в авторском стиле

Многие мужчины и женщины несчастливы одинаково, но счастлив каждый по-своему. Так вот, к примеру, жили на свете Он и Она. Многое в их жизни случалось, и не один раз могли они расстаться друг с другом врагами, однако некая невидимая сила скрепляла их союз. Какими заповедными тропами отыскивало дорогу к их жилищу счастье – то нам неведомо. Но в нашей истории счастье пришло в их дом в образе Золотого Яйца, которое по неведомым причинам снесла их рябая курица. Ах, как долго люди ждут своего счастья, но редко кто знает, как оно должно выглядеть! Так и наши герои. Назовем их, кстати, Дедом и Бабой. Как увидели они Золотое Яйцо – дар речи и соображения потеряли. Недаром говорят: «счастье разума лишает». Не знают, бедные, как теперь им вместе со счастьем жить. Без счастья-то они давно жить привыкли, мечтать о нем научились. А что делать с Золотым Яйцом, в какой угол сажать, или как иначе использовать, — не знают. И решили они, что со счастьем им одна морока. Вот ведь послал Господь испытание – мечту свою воплощенной увидеть! И что вы думаете? Отказались ведь Дед с Бабой от счастья своего, разбили. Теперь – плачут. Но в слезах их и надежда есть – ведь теперь стало легче о счастье вновь мечтать… Недаром говорят: «Легче мечтать, чем иметь… грезы приятней действительности»…

«Курочка Ряба» в экстремально-современном стиле

Прикиньте, типа живут чувачок с чувихой с прикольной такой избе, в ус не дуют, одними яйцами питаются. То их курица старается. То ли в этих яйцах какая зараза была, толи чуваки эти обкурились, только глюк у них такой случился. Типа явилось им Золотое Яйцо, крутое такое. Они давай его со всей дури об стол шарахать. И не фига. Попыток 20 сделали. Жесть, короче. Хорошо, что чуваки эти хату свою вообще не мыли, мышей разводили. Ну, думали, типа, хоть мясо будет к яйцам куриным. Короче, там уже крутой мышиный тусыч образовался. Ну, так они, типа, со всей дури по яйцу этому термоядерному и вдарили. Оно, ясный перец, треснуло. А чуваки эти точно долбанутые были – им яйцо разбили, что хотели они, им мыши, типа, обеспечили. А лохи эти – в слезы. Ну, дык, а кто таких чуваков обдолбанных поймет?!

«Курочка Ряба» в фантастическом стиле

К 3047 году выведение новых видов растений и животных стало самым модным занятием среди землян. Один естествоиспытатель с женой уже несколько лет бился над выведением особой породы куриц, несущих золотые яйца. Супруги уже скормили все свои золотые украшения и сувениры подопытной партии несушек. Им удалось вывести куриц с золотым оперением, с золотыми когтями, с позолоченными клювами, и даже одну с золотым телескопическим глазом. Но золотое яйцо получить, никак не удавалось. Они также работали с петухами, облучали их по новейшей системе специальными лучами, добавляли в корм бетагаммабисептоликиментрихолпептин. Безрезультатно. И вот, однажды утром спальный квартал 26-го уровня разбудил страшный крик. «Опять побочный эффект эксперимента привидился кому-то», — подумали соседи, включая дополнительную шумоизоляцию. Но они ошиблись, это был не побочный эффект эксперимента, это был его долгожданный результат. Несушка № 209876473625242627838494505 с рябоватым оперением вытолкнула из себя самое настоящее золотое яйцо. Это сенсация! Это невиданная удача! Как изменилась жить естествоиспытателей – это уже совсем другая история. Очевидно только одно – золотое яйцо сохранило свою целостность.

Итак, мастерство сказкотерапевта заключается, среди прочего, еще и в том, чтобы приблизить восприятию клиента архетипический смысл сказки, подбирая для этого близкие ему образный ряд и стиль истории. И главный инструмент здесь – СЛОВО.

 


Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, автор метода Комплексной Сказкотерапии©

http://www.cka3ka-miks.com/o-metode-kompleksnoj-skazkoterapii/nekotoryie-stati.html

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Оставить своё мнение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Присоедениться

×