Методика «Дзен-живопись»

Home / Арт-терапия / Методика «Дзен-живопись»

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Методика «Дзен-живопись»

Цель методики: Гармонизация внутреннего состояния. Получение ресурса для полного восстановления сил после стресса. «Перезагрузка» посредством снятия контроля над процессом творчества и его результатами. Расслабление. Восстановление способности получать удовольствие, радоваться и экспериментировать. Повышение самооценки. Новый навык творческого взаимодействия с миром и расширение границ своих возможностей.

Задачи:

1. Погружение в творческий процесс, отключающий внутренний диалог. Фиксация внимания здесь и сейчас.
2. Непредвзятое наблюдение за естественным течением жизни во взаимодействии с творческим материалом. Снятие направленности на результат и оценку окружающих.
3. Раскрытие внутреннего потенциала развития через предоставление разрешения бессознательному выразить себя вовне и быть понятым. Поиск ресурсов и ответов не вовне, а внутри себя.

Инвентарь: гуашь разных цветов, белый лист бумаги ( А3 или более), медитативная расслабляющая музыка.
Время работы: 30-45 мин.
Возрастные рамки применения: с 10 лет.

Алгоритм работы

Вступление. Любое действие, согласно дзэн, может стать способом постижения своей истинной природы. Мастера дзен считают, что в любом человеке уже есть художник, не всегда мастер живописи или поэзии, но всегда «художник жизни».

«Его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная холстом, на котором он пишет свою жизнь в течение семидесяти, восьмидесяти или даже девяноста лет».

В дзене утверждается, что разум, который должен служить человеку, занимает слишком много места в процессе мировосприятия. Человек, вместо того, чтобы быть хозяином своих мыслей, становится их рабом, теряя контакт со своими чувствами и духовной сферой. Но мир чувств, мир разума и духа — един, и стоит человеку это осознать, как он станет свободен и достигнет состояния гармонии с миром.

Перед вами творческие материалы, но сейчас я предложу вам не рисовать. Всё, что мы будем делать – это экспериментировать с красками. Так, как будто впервые их видим. Как утверждают мастера дзен:

«Есть два способа делать что-либо, в том числе и рисовать. Во-первых, вы можете рисовать, чтобы получить рисунок. Во-вторых, вам хочется рисовать, чтобы рисовать».

Не нужно забегать вперёд и продумывать образ или дальнейшие действия. Не нужно задавать тему работы или её направленность. Просто ощущайте, что происходит в этот момент. Кисть будет выполнять работу сама, независимо от вас, а вы будете просто позволять ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Если между кистью и бумагой появится какая-либо логическая связь или размышление, весь эффект пропадает. Поэтому не думайте, а ощущайте. Погружайтесь в ощущения и следуйте за импульсом, рождающимся прямо на ваших глазах.
Основная часть. Для начала выберите один цвет и начните погружать в него кисть. Осознавайте, что вы при этом чувствуете. Попробуйте опустить кисть с краской в какое-то место на бумаге, оставить там след. Наблюдайте за каждым эффектом, как за новым чудом. Далее меняйте цвета, интенсивность, фактуры каждый раз, когда почувствуете желание это сделать. Наблюдайте за приходящими мыслями, но не следуйте их подсказкам. Следуйте только за творческим импульсом. Можете останавливаться тогда, когда почувствуете завершение и внутреннее облегчение.

Выводы:

Каждый участник имеет возможность выразить свои чувства, связанные с процессом дзен-живописи, которые будут характеризовать его самоотношение. Весь процесс и финальная композиция – глубинное послание бессознательного. В них заключена информация об актуальных потребностях, подавленных чувствах, потенциальных возможностях и ресурсах автора. Имеют значение все тонкости творческого процесса и их осознание. Сколько времени создавалась композиция, с какой интенсивностью? Какой характер имеют линии, какова интенсивность нажима и густота мазка? Использовалось ли стирание, исправление, повторение, переделка, закрашивание, смывание? Насколько работа гармонична и естественна? Какие эмоции выражены в этой работе? Что автор чувствует после завершения? Как можно назвать данную композицию?

Проявленная из глубин бессознательного, эта работа требует очень бережного к себе отношения. Здесь недопустимы критические замечания и оценочные суждения. Сакральное значение данной работы подразумевает её принятие. Независимо от того, как вы относитесь к форме, содержание данной работы представляет вас, ваше внутреннее состояние. Принятие и опора на то, что действительно есть, дает возможность изменяться. А непредвзятое наблюдение за процессом творчества дает ключ к непредвзятому наблюдению за собой «со стороны». Способность абстрагироваться и увидеть альтернативные пути, а также найти позитивные послания и ресурсы – вот главные результаты применения данной техники.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Оставить своё мнение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Присоедениться

×