11 игр песочной психотерапии
На сегодняшний день песок становится частью арт-терапевтических технологий, сказкотерапевтических технологий и даже основой театра. Используя песок как благоприятную среду, можно проводить большое количество развивающих, коррекционных и даже терапевтических игр не только с детьми, но и с взрослыми, парами и семьями.
Примеры игр
1. Работа с ограниченным числом объектов
В целях сужения проблемного поля ребенку предлагается выбрать из коллекции 12 объектов:
• Выбери и поставь в песочницу четыре строения (здания, заборы, мосты и т. п.).
• Выбери и размести в песке четыре животных.
• Выбери и размести в своем мире четверых людей.
• Выбери и размести в песочнице четыре любых других объекта, которые тебе захочется добавить в свой мир.
Готовый мир исследуется по классической схеме.
2. Прятки
Многие дети в процессе строительства мира закапывают фигурки в песок. Данный вариант игры изначально позволяет это сделать. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается и не смотрит. Затем он просит ребенка отыскать какую-либо фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.
Другой вариант игры — «Обратные прятки». Психолог выбирает из коллекции значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка), фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку отыскать фигуру в песке и рассказать о ней или придумать про нее историю.
3. История
Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее в подносе с песком. Затем ребенок должен начать придумывать историю или сказку, постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры — постепенный выбор объектов.
Другой вариант — «Обратная история». Психолог рассказывает ребенку психокоррекционную или психотерапевтическую историю, постепенно выстраивая мир в песке. Рассказ осуществляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появлением каждого нового героя или объекта в мире.
4. Тематически ориентированный мир
Психолог предлагает ребенку построить мир, напрямую отра жающий его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа» и т. п.
Примерными темами для подростков могут быть: «Я реальное», «Я идеальное», «Мое будущее», «Все, что я люблю», «Смыслы жизни» и т. п.
При использовании этой игры с взрослыми примерными темами могут быть: «Я и моя работа», «Семья», «Мой коллектив» и т. п
В игре с песком можно стимулировать клиентов к поиску фи гур, отражающих их состояния, проблемы либо представляющих одну из ролей клиента (мужчина, муж, профессионал, сын и др или кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, кол лег и т. п.). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.
5. Медитация на песке
Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах на проводится с использованием медитативной музыки.
Цель — релаксация.
1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания).
3. Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и др.).
4. Создание мандалы на песке с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук.
5. Создание мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания мандала может долго сохраняться.
6. Пересыпание песка из разных емкостей.
7. Строительство замков из очень мокрого песка (методом натекания).
6. Реконструкция жизненного пути
Психолог предлагает клиенту восстановить с помощью коллекции миниатюр свой жизненный путь. На каждом этапе должна присутствовать фигурка, с которой клиент идентифицирует себя в то время жизни. Между фигурками можно устраивать диалоги. Диалоги также могут быть между отдельными жизненными этапами.
Цель — интеграция опыта.
7. Перепроектирование жизни
Психолог предлагает клиенту подумать о своей жизни, подумать о том, что бы он изменил в ней, что бы привнес в нее, что бы реализовал. Затем предлагает, используя фигурки, перепроектировать жизнь в песочном подносе. Данная игра может проводиться и после «Реконструкции жизненного пути». Эффективным для клиента будет фотосъемка процесса и конечного результата.
8. Переговоры
Психолог предлагает клиенту выбрать две фигуры, которые отражают конфликтующие стороны, и разместить их в подносе. Затем необходимо провести диалог и переговоры между конфликтующими сторонами. Можно добавлять различные фигуры, отражающие действия, ресурсы, помощников и т. п.
Цель — заключение контракта.
9.Пассивный-Активный
Психолог предлагает клиенту выбрать из коллекции миниатюр три фигуры, отражающие его активное начало, и три фигуры, отражающие его пассивное начало. Затем необходимо разместить эти фигуры в подносе с песком и выстроить диалоги между образовавшимися парами. В этой игре при работе с парами психолог предлагает диалог между активной фигурой одного партнера и пассивной фигурой другого партнера.
Цель — интеграция.
В игре вводится правило внимательного слушания партнера и невмешательства.
По этому же принципу проводятся диалоги между мужским и женским в себе, между духовным и физическим, между эмоциональным и рациональным и т. п.
Такую работу хорошо фотографировать для закрепления полученного опыта в дальнейшем.
10. Параллельные миры
Данный вариант игры может использоваться с семьями, парами или группами. Для этого необходимо иметь несколько песочниц (по количеству участников).
Психолог предлагает участникам, используя коллекцию миниатюр, построить в своих подносах с песком собственные миры. Все одновременно строят, соблюдая тишину. Затем, когда миры готовы, психолог инициирует рассказ каждого клиента о своем мире.
Другой вариант этой игры — «Экскурсия по параллельным мирам». Когда миры готовы, психолог приглашает всех совершить экскурсию и дать названия увиденным мирам, постараться понять их, увидеть смыслы. Все участники в течение 10-15 минут совершают экскурсию по всем мирам. Затем происходит обсуждение.
11. Событие
Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история, диалоги. В ситуации проигрывания травматического опыта психолог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выходы и решения.
Источник: Н.А. Сакович «Технология игры в песок»