Архетип Хранительницы
Этот архетип «подключает» женщину к глубинным пластам женского коллективного бессознательного. В этом архетипе хранятся записи о ритмах той, кого Кларисса Эстес называла Первозданной Женщиной. В этом архетипе хранятся сакральные женские тайны, связанные с инициациями, природными циклами и тонкими отношениями с Миром.
В архетипе Хранительницы немало пластов, есть и такой, где записана родовая информация, так называемая «тайна крови».
Персоналиями этого архетипа в сказках, мифах, легендах часто являются неоднозначные женские персонажи. Как правило, это одинокие старухи. Баба-Яга, богини судьбы, некоторые ведьмы и даже мачехи, — все это образы, через которые мы познаем действие архетипа Хранительницы. Важно отметить, что такого рода героини далеко не доброжелательны и часто совсем не привлекательны. Более того, нередко они сами создают главной героине всевозможные препятствия и неудобства. Дело в том, что они испытывают главных героинь на жизнестойкость, упорство, силу их Любви. Словом, оценивают уровень готовности героини к посвящению на более высокий уровень доступа к информации. И если героиня проходит все испытания, в конце ее ждет награда, например от Бабы-Яги. То есть Хранительница дает новой посвященной доступ к кладовым коллективного женского бессознательного.
Уровни архетипа Хранительницы
На скольких уровнях «работает» архетип Хранительницы, сколько в нем циклов, сказать сложно. Это все равно, что взяться познавать непознаваемое. Но мы с вами разберем два основных уровня информации, доступ к которым открывает архетип Хранительницы.
Первый уровень – «тайна крови», «родовая информация».
В определенный момент жизни, у разных женщин он от случается в разное время, появляется активная потребность познать свой род, его женскую и мужскую линии. Проследить судьбы предков, определить величину их влияния на собственную судьбу. То есть проявляется так называемый «голос крови». Например, если ребенок не знал своих родителей, рос в приемной семье или детском доме, у него может появиться желание разыскать своих биологических родителей и установить причины, по которым он оказался не с ними. Также некоторые люди в определенный момент жизни начинают составлять свое генеалогическое древо, и относятся к этому не формально. Стараются исследовать судьбу своих предков, собирая информацию по крупицам.
Мудрецы говорят, что женщина ответственна за качество потомства, а мужчина за количество.
Так вот, отвечая за качество, мудрая женщина проводит настоящее исследование, как своей генеалогии, так и генеалогии потенциального отца своего ребенка. Во всяком случае, так должно быть, а всегда ли так бывает – уже другой вопрос.
В архетипе Хранительницы заложены ресурсы восстановления отношений в роду на основе Любви. Даже если реальные взаимоотношения с матерью, бабушкой, отцом, дедом, братом не складываются (по разным причинам – от раздела наследства, до желания контролировать жизнь друг друга), в этом архетипе есть ресурсы Любви для их восстановления. Восстановление родовых связей происходит через освобождения от обид, гнева, тревог, вины, стыда; через прощение и принятие. В сказкотерапии создаются так называемые «семейные сказки» — истории рода. В этом отношении интересны также семейные расстановки по Хелленгеру.
Создавая «семейные сказки», мы вводим в качестве персонажей Хранительницу рода, или Старейшин. Именно они проводят главного героя или героиню через испытания, помогают исцелиться от обид на близких, а также рассказывают специально для героини истории жизни ее далеких и близких предков. Как вы думаете, стоит ли обращаться к Хранительнице за доступом к родовой информации и изучать родовые сценарии? Можно сказать, что знания печали умножают, а можно тонко и с Любовью исследовать свои корни. Поверьте, многое станет более ясным…
Второй уровень – сакральные знания.
Это знания, хранящиеся в коллективном бессознательном. На этом уровне архетип Хранительницы помогает наладить связь с матриархальными структурами бессознательного, открывает доступ к древним знаниям.
«Ключи доступа» — это образы сновидений, а также образы сочиняемых нами сказок и некоторых наших рисунков.
Сам по себе древний женский образ обладает многогранным символическим значением и может «работать» на разных уровнях психики, воздействуя на систему ценностей, картину мира, мысли и чувства. Например, образ Раковины. Он символизирует и первичный звук, и начало жизни, и внимание к слову Божьему, и плодородие, и сексуальность, и даже жизнь и смерть.
В архетипе Хранительницы «записаны» особые женские «пиковые переживания» экстаза, ресурсы прохождения болевых, инициирующих переживаний.
Как правило, женщины, в чьем «узоре судьбы» данный женский архетип представлен особенно активно, обладают большой внутренней силой, имеют потребность часто находиться в одиночестве и нередко выбирают себе профессии или хобби, как либо связанные с сакральными знаниями (глубинная психология, астрология, археология, оккультизм, мистериальный театр и др.)
Итак, мы с вами рассмотрели три основных женских архетипа. Позволю себе напомнить, что они не автономны, они суть единого целого, поэтому и архетипы работают в нас одновременно. Мы одновременно строим отношения, участвуем в создании чего-то нового, исследуем собственную личность и тонкие аспекты бытия. Да, индивидуальная работа архетипов может давать «сбои», главное их вовремя диагностировать и принять меры. Для этого случая у сказкотерапевтов есть универсальный прием – добрая сказка, подобранная с учетом понимания, какие архетипы в ней представлены и какие древние сюжеты задействованы.
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, автор метода Комплексной
http://www.cka3ka-miks.com/o-metode-kompleksnoj-skazkoterapii/nekotoryie-stati.html