АРХЕТИП ДОМА

Home / Арт-терапия / АРХЕТИП ДОМА

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Архетип дома

Для человека дом больше, чем жилище, дело его рук и фантазии. Архетип Дома как символическое представление Эго в личном и коллективном бессознательном по К. Юнгу относится к психологии человека, его культуре, корням. Праобразом архетипа Дома в аналитической психологии является башня в Боллингене, строение, созданное швейцарским психиатром и психологом Карлом Густавом Юнгом. Представляет собой небольшой замок с несколькими башнями, расположенный в местечке Боллинген на берегу Цюрихского озера у устья реки Оберзее.

Архетип Дома — это образное представление и культурное выражение микро и макрокосмоса человека, его уютного места, обители. Дом отождествляется с родом, местом рождения, семейным устройством, родителями и родными, родовым статусом человека, его микро- и макромиром. Символические изображения дома, замка, крепости используются в геральдике, обозначая силу, крепость и историю рода. Дом также является духовным храмом, символом духовного объединения семьи, связи поколений у алтаря домашнего культа, который выражают камин, печь, домашний очаг. Будучи жилищем для общины, в своей многоплановой организации, дом представляет социальное устройство человека, иногда символическое представление о его телесной структуре и о самом человеке в целом.

Архетип Дома — это центр Эго человека, его символическое представление в личном и коллективном бессознательном по К. Юнгу.
В культурных традициях дом может представлять и женское, и мужское начало, что отражает представления человека о дуальной структуре Мироздания, андрогинности самого человека по К. Юнгу. В целом, Архетип Дома связан с женским началом, материнским лоном. В духовном плане дом может представлять также мужской символ и рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции семьи, рода. Общая символика дома дополняется значением различных архитектурных элементов: так, например, дверь и порог выступают как символы перехода из внутреннего, освоенного человеком пространства в мир внешний, неупорядоченный, другой. Облик дома отражает внутренний мир субъекта.

Строительство дома во все времена осуществлялось по определённым математическим расчётам с учётом ландшафта, и разворачивалось вокруг центральной природной реликвии, горы, Млечного Пути, городища, объекта поклонения племени, одухотворённого природного места (долина реки, горная вершина и др.), вокруг которых вращается мир. Племя и человек тщательно выбирали надел земли для строительства своего дома, фактически своего микрокосмоса, своего Уютного места. Изначально, простые жилища и дворцы строились вокруг этой оси мира, обеспечивающей связь между тремя уровнями существования: подземным-потусторонним, наземным и наземным-небесным, прошлым — настоящим — будущим.

Круглый купол и квадратный фундамент имеют как христианские храмы, так и мечети, мавзолеи. В римской и арабской традиции дома расположены вокруг сада, где бьёт ключом фонтан, — своего рода напоминания об Эдеме, Эросе, источнике жизни, символической груди архетипа Великой матери.

Культовый дом, шатёр или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, общинный мир, Вселенную, а также возврат в утробу, нисхождение во тьму дня перед заходом солнца, с дальнейшим пробуждением, и выходом за внешние пределы дома при инициации Героя. Архетип Дома является важнейшим аспектом индивидуации, жизненного пути человека.

Первобытная хижина человека, как и город, храм, дворец, гора, являются копией символической Космической Горы, Мирового Дерева или центральной Колонны, поддерживающей в верованиях древних людей небосклон, космическое пространство в коллективном бессознательном. Таким образом, желание человека строить свой дом относится к культуре личного и коллективного бессознательного.

Архетип Дома связан с идеей священного пространства, развивающегося вокруг очага — оси мира, освященного стенами дома, которые защищают человека по образу и представлению: «мой дом — моя крепость», «дома и стены лечат», «у домашнего очага», «дом всегда тебе рады» и др. За порогом своего дома человек несёт в себе его частицу, простирает культуру своего дома в социальное пространство.

В женском аспекте Архетип Дома представлен образом Вселенной, связью между небом и землей, жизнью и смертью. Дающим и принимающим началом. Мир был домом, теперь дом станет миром: «ступать с миром», «обрести мир и покой». Дом рассматривался как Чаша, как место рождения, плодов жизни и достатка — «дом полон детского смеха», «дом полная чаша», «мир дому твоему», — что и есть равновесие, воплощение Великого женского.

Архетип Дома в юнгианской аналитической песочной психотерапии выражен песочными формами, художественными материалами и миниатюрными фигурами, изображая различные символические аспекты дома, и предстаёт перед нами как аппарат личности, его культурное и социальное устройство.


© Т. Репнова,

практический психолог, кандидат психологических наук,

автор психологической технологии Art mind,

книги «Интеллектуальное творчество в мета-рисунках Т. Репновой»,

монографии «Культура эмоций» одесской научной школы эмоциональной

регуляции. Специализируется в технике SandPlay юнгианская песочная

психотерапия (Одесса Украина, С-Петербург РФ, Лондон ВБ )

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Оставить своё мнение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Присоедениться

×